SuddenMuffin
I've seen better.
Хей... вы. Не знаю, кто это читает, но если у вас сегодня день рождения - с днем рождения. Люди, с которыми я общаюсь, уже устали слушать о том, как охрененны point-and-click адвенчуры. А все потому, что я не могу заткнуться о них. И это не потому что я чертов задрот, который ни во что другое не играет и не признает других игор. Просто в какой-то момент я наткнулся на игру "Депония" и меня отбросило назад, во времена эмоциональной привязанности к куску железа, который был мне и дружищей, и вражищей. Когда квесты (как тогда по незнанке и назывались point-and-click'и) и были тем самым интерактивным кино. Это не "Фаренгейт" и не "Heavy rain", которые и есть фильмы, только нужно еще и с пультом во время просмотра возиться, потому что в какие-то моменты фильм ставится на паузу и нужно нажать кнопку, чтобы он продолжился. :т

Интерактивным для меня было повествование, в котором я мог оторваться на секунду от сюжета, чтобы узнать мнение героя о чем-то. Со мной часто случаются приступы любопытства, когда в фильме/мультфильме/игре персонаж просто пробегает мимо какой-нибудь дико интересной штуки, а мне до смерти хочется знать, что это такое и, в исключительных случаях, что думает по этому поводу персонаж. И жмых-и-тык адвенчуры удовлетворяют подобное любопытство. Смотри на вещи, тыкай другими вещами в эти вещи, три других персонажей этими вещами. И все это, как правило, озвучено и прописано с определенным остроумием или, хотя бы, старанием. Но у каждого действия есть противодействие, поэтому если вы хотите пройти такую адвенчуру от начала и до конца, то вам нужно смириться вот с чем - у загадок есть одно, и ТОЛЬКО ОДНО правильное решение. Даже если у вас есть монтировка, кувалда или сварочный аппарат, дверь можно будет открыть только порыбачив в луже за домом, вытащить из лужи рыбу, натереть рыбу птичьим кормом, засунуть рыбу с птичьим кормом в дверцу для почты, подождать пока в открытую форточку залезет котан, чтобы на него бросилась собака, а котан в страхе прыгнул на дверную ручку и открыл вам дверь. Вся игровая логика строится исключительно на том, что считает логичным СЦЕНАРИСТ игры. Аниматор санимирует что угодно, особенное если адвенчура двухмерно-рисованная. Очевидное не всегда правильное. И поэтому я находил прохождение таких игр исключительно возвышающим, потому что тогда, если кто-то из приятелей застревал в игровом процессе, я мог подсказать сложные или просто неочевидные решения. Все это проносилось у меня в голове, когда я впервые серьёзно застрял на первой части "Депонии".

Я полюбил эту игру и яро отслеживал выход продолжений. Наверное, я давно хотел написать пост о ней, но просто не знал, как подойти к ней. Написать о каждой игре в отдельности или о всех сразу (история-то одна), но для тех, кто еще не играл, это будут массивнейшие спойлеры. Но, поскольку на той неделе я профилонил с постом, думаю, что один огромный пост сразу про все игры и про каждую в отдельности, восполнит это с лихвой. Можете расценивать это как угодно: как признание в любви, как предложение руки и сердца или вообще как фанатские слюни и сопли. Но я расскажу все как было. А было это так...

Игра первая, Deponia.



С нее все и началось. И это неправда. Разработчиками этой игры являются немцы под относительно звучным именем "Daedalic Entertainment", и в данный момент они являются асами своего дела. До Депонии эти ребята работали над приключениями динамичного дуэта Эдны и Харви - тощей девицы с мозгами набекрень и её говорящим плюшевым кроликом. И это только в том случае, если побег из психиатрической лечебницы можно назвать приключением. Мне там чего-то не хватало, потому-то я и понятия не имею, чем их приключение закончилось. Если представить меня кукловодом их жизни, то после бравого побега из палаты и общения с другими психами, Эдна уставилась в одну точку, замерла и начала пускать слюни, чем она и занимается до сих пор. Вроде бы я должен чувствовать себя плохо... но нет. Потому что я еще вернусь туда. Но их мир кажется однобоким, искусственным и неживым на фоне мусорной планеты.

Чем Депония подкупает сразу, так это образом главного героя. Нам доведется управлять Руфусом, гениальным механиком с общей дистрофией мышц, отвратительным инфантильным характером и патологической вредностью. Его саркастические замечания, подлые выходки и эгоизм делают его приятным и интересным только для игрока, потому что это оправдывает любое игровое решение, пусть даже опасное или глупое. Руфус не учится ничему, абсолютно неопрятен и нищенствует, живя на шее у своей бывшей девушки в захолустном городке Кувак, где его папашка был мэром... пока не сбежал, бросив дитятку. Судя по тому, как на Руфуса реагируют жители Кувака, они жалеют, что не могут сделать также. И это самая сильная часть игрового процесса. НИКТО не любит Руфуса. Руфус тоже никого не любит. Поэтому агрессия, жестокость и вредность Руфуса создают абстрактную атмосферу втянутости в сюжет у любого игрока. Если вы по натуре человек отзывчивый, то будете решать загадки с настроением, что Руфус делает благое дело. Если вам нравится быть виртуозным козлиной в играх - Руфус покажет вам много интересных способов испытать чужое терпение. Казалось бы, что это за протагонист? Врун, трус, слабак, тупица... Но если повспоминать мировой опыт, то Мэтт Гроенинг доит такой же типаж персонажа вот уже под 30 лет (Симпсоны), а сам образ негативного протагониста в самом начале говорит об огромном личностном росте в течение сюжетной истории. И, Йохан Львович, мы эту историю получаем.

Игра начинается с обучения, в котором Руфуса обучают основам тыканья всего на свете и работы с инвентарём. 10 минут, а вы уже знаете как смотреть на вещи, как говорить с персонажами и что некоторые вещи нужно будет соединять между собой. После этого нас ждет первая глава. Вся первая часть разделена на три больших куска, разбиваемых балладой под названием "Hussa!". Эта баллада способна застрять в памяти надолго за счет лёгкого гитарного мотива и лёгкого "припева". Что-то похожее было в игре "Bard's tale" с поганый мотивчиком "Oh it's bad luck to be you", где куча гоблиноподобных уродцев писклявыми голосами поют о твоей тяжкой судьбе. Песни практически одинаковы, заунывны и меняются довольно незначительно. Плюс непростительно долгие. Но в "Депонии" этот песенный рефрен короткий, ёмкий и довольно комичный. Я поймал себя на том, что хотел бы научиться играть эту мелодию на немного расстроенной гитаре, и петь ВСЯКУЮ ХРЕНЬ. :3 Потому что она создает атмосферу эпичной саги, в которую мы и оказываемся втянуты. И звучит этот гимн безалаберности во всех без исключения играх серии.
Первая глава начинается с того, что Руфус собирается бежать с Депонии и собирает чемодан. в считанные минуты мы узнаем, что он живет с бывшей девушкой, он неопрятный лентяй и его зубная щётка живет своей жизнью. Собрав все по списку, и попривыкнув к логике мира, в котором мы собираемся бороться, Руфус настраивает гарпун. Настройка гарпуна - одна из множества грядущих мини-игр, которые проще называть "необязательными испытаниями". Игра предлагает вам пропустить пазл, если вы не хотите тратить на него время или он у вас просто не получается по каким-то причинам. Это удобно и, в общем-то, позволяет наслаждаться игрой и тем, кто не в ладах с мини-паззлами. И тут мы видим самую главную особенность Руфуса - он редко продумывает все полностью, поэтому его кабина, привязанная к фейерверку... выражаясь технически - еблысь.


И тут Руфус встречает девушку своей мечты - элизианку Гоал. Я думаю, что будь во мне побольше хромосом, я бы начал разоряться по теме что "Goal" в переводе с английского будет "Цель", и что на самом деле она предназначена Руфусу, а не райский Элизиум. Но нет, как по мне, все вполне обычно. Стоит сказать, что нам представлены сразу все три слоя общества этого мирка:
1)Депониане, как коренные жители мусорной планеты, выживающие не пойми как уже долгие годы.
2)Органонцы - войска, вооруженные механическими бородами, возглавляемые бейлифом Аргусом.
3)Элизиане - Депонианцы, сбежавшие с планеты в некий чудесный небесный остров Элизиум.
Бум! Знания. Отсюда сюжет разворачивается подобно катящемуся снежному кому. Я засуну свое описание сюжета по спойлерон, чтобы никому ничего не испортить.

МАССИВНЫЙ СПОЙЛЕР СЮЖЕТА ПЕРВОЙ ИГРЫ!
Итак, Руфус спас девушку. Но она потеряла сознание. Поэтому чтобы её разбудить он обратился к бармену Лонзо, который и раскрыл секрет своей ширмы - мать всех эспрессо-машин. Дав Руфусу список ингредиентов для мега-кофе, он вернулся к настройкам. Руфус нашел игредиенты, но выяснилось, что мэр Кувака собирается отдать Гоал кому-то из горожан. Встав в очередь он предпринимает ряд хитрых деяний, вплоть до взрывных работ в домах людей, оказавшихся перед ним. Руфус узнает, что его заклятый приятель Вензель остался последним, но он никуда не пойдет, пока не найдет источник чистой воды. Руфус решает его разыграть, но с его везением даже такая шалость не удается - под домом Вензеля реально есть чистая вода и тот гордо идет в мэрию. Мэр делает Вензеля хранителем девушки с Элизиума, потому что Руфус... не внушает доверия. Руфус проделывает финальный гамбит, будит Гоал и та его вырубает. Проснувшись на станции спасения Гизмо (местного доктора/пожарного/мента) он пытается поговорить с девушкой, но та все еще в глубоком бессознании. Он решает связаться с её женихом, имя которого, к неудовольствию Руфуса, Гоал обронила в их разговоре. Обманув робота с почты при помощи почтовых котят и доведя оператора до истерики, Руфус договаривается о встрече с Клитусом (женихом). Но органонцы уже в Куваке, Руфусу нужно мухой спасать прекрасную деву из лап... Вензеля. Добравшись до крана, Руфус решает взять драндулет, который почему-то не работает. Но при помощи дамского угодника, нейрохирурга, механика и плейбоя Дока, без проблем чинит его. После чего он оказывается на Нижней Погрузочной Палубе. Перепрограмировав лифт, Руфус поднимается наверх и замечает, что рядом крейсер Органона. Спустившись, он видит Клитуса, который общается панибратски с бейлифом Аргусом, ругая Руфуса, после чего поднимается наверх. Руфус следует за Клитусом и в пылу разговора с ним роняет несколько фраз о том, что ненавидит Депонию. Выцыганив картридж с памятью Гоал, Руфус отправляется к своей ненаглядной, но не может пройти мимо злого бейлифа. Обманув Аргуса, он замечает, что Гоал исчезла. Проследив за ней, он находит буксир Бозо, которого считает пиратом до конца дней его. Док говорит, что картридж Гоал в порядке, просто запылился. Руфус чинит его в своей манере, вставляет картридж в голову Гоал и та пробуждается. Они вместе поднимаются наверх и после перепалки Клитус рассказывает о том, какой подлец Руфус и что он ненавидит Депонию, и помогал ей только для того, чтобы попасть на Элизиум. Руфус... поддается импульсу и вынимает картридж из Гоал, втыкая запасной. Поскольку он был одет в один из костюмов Клитуса, Аргус принял его за инспектора и они с Гоал отправились на Элизиум... но Руфуса грызла совесть и он признался во всем. Вернувшись на палубу, он забрал оригинальный картридж Гоал с кодами активации взрыва Депонии, но Клитус ловит его. Руфус оказывается в тяжелой ситуации... и единственным спасением может быть только прыжок веры. Схватив картридж с памятью Гоал он бросается в бездну. Гоал возвращается с Клитусом на Элизиум. Но Руфус забрал не оригинальный картридж, а копию. Гоал сохранила свои воспоминания, а Руфус тоскливо смотрит в сторону Элизиума, плывя на пиратском буксире Бозо. Первая игра на этом заканчивается. :т

В общем-то игра вяжется довольно неплохо и по графической и по звуковой составляющей. Пейзажи и интерьеры мусорной планеты пестрят картинами постапокалиптической бытовухи. Наскоро сделанные стулья, двери из разных листов железа... много покрышек и труб. Голоса персонажей в английской озвучке прекрасно дополняют графический дизайн и характер персонажей. Руфусу достался молодой, хвастливый и срывающийся на писк от страха голос. У Гоал наоборот выдержанный, сильный и женственный голос высокопоставленной дамы. Но что до геймплея... тут все упирается в логические выверты. Если эта игра уже была пройдена хотя бы раз и вы просто показываете сюжет другу, зная решения всех головоломок, то у вас на весь сюжет уйдет около 2 часов. Но если вы ступаете впервые, не зная ничего о логике и правилах этого себе на уме мирка, то вы застрянете надолго. Первая часть была пробной, и, как мне кажется, это единственная причина, по которой детские загадки стоят вплотную к зубодробительным мозголомням. Первая часть принадлежит к той группе игр, которые можно обозначить как "захламляющие". Будут моменты, когда в вашем инвентаре будет слишком много предметов, и если вы с трудом представляете, что от вас требуется, то зная, сколько есть персонажей, об которых это все надо тереть, вы будете просто стоять посреди Кувака, обреченно воя от отчаяни, глядя на

У Депонии почти нет слабых мест с точки зрения сюжета и механики. Не чини то, что не сломано, так ведь? Руфус не согласился бы, но мы уже знаем, что он одаренный механик. Дедалы не знали, выгорит ли первая часть, поэтому сделали её максимально упакованной и оборвали "на самом интересном месте", организовав классический cliff hanger. Это позволило бы зацепить не самых проникнувшихся игроков хотя бы любопытством. Но опять-таки, если ты едешь по проторенному пути (читай как "перепроходишь" ), то получишь от поездки хоть и меньше удовольствия, но будешь наслаждаться историей уже без истерик по поводу "я не знаю, что нужно делать!"

Поскольку вторая и третьи части являются нехеровыми такими продолжениями первой, я отношу их тоже к спойлерам и не рекомендую читать это, не поиграв хотя бы в одну из них. Увидимся в эпилоге, окей? :3


Игра вторая, Chaos on Deponia.



Сюжет идет дальше, игра идет дальше... и вынужден признать, что эта игра гораздо сложнее первой. Большая часть игры проходит в одной локации, с тремя линиями сюжета. Глаза разбегаются, когда думаешь, что же нужно делать и за что браться первым. И ни на второе, ни на третье прохождение дорога не станет проще. Когда я перепроходил вторую часть перед тем, как разжиться третьей, то встревал так, словно никогда не играл в первую. Итак, Руфус великий чемпион и попытался попасть на Элизиум еще раз, случайно сбив капсулу с Гоал и Клитусом. И теперь повредил картридж с мозгами Гоал еще сильнее. Сэкономив на запчастях, Руфус поспособствовал шизохреническому растроению личности своей возлюбленной. И тут в игру вклинивается новая механика - триединость персонажа. Нужно ублажить душеньки трех версий Гоал - Леди, Задиры и Малютки. У каждой свои пристрастия, свой набор логики и свои свистелки. Поскольку это происходит в одной огромной локации, Плавучем Черном Рынке, любое количество предметов способно привести в тупик. Логическая сложность делает нефиговый такой скачок в воздух, что превращается в башмак и улетакет на Альдебаран. В первый раз игра у меня люто встала, когда я не мог понять, что главный враг носа на входе в одну из локаций - блюдо с орешками. Итак, мы вынуждены переключать личности Гоал, потакать их капризам и все это происходит одновременно, так что никакой лёгкой возни не получится. А дальше начинается...

МАССИВНЫЙ СЮЖЕТНЫЙ СПОЙЛЕР ВТОРОЙ ИГРЫ!
Руфус опять облажался и смалодушничал. Хей, но беда не приходит одна. Беда приходит втроём. Каждой личности Гоал нужны свои штуки. С Задирой нужно подраться на утконосьих боях, что довольно уныло, тоскливо и дико неинтуитивно, причем тренировочный манекен даже отдаленно не помогает. Ради Малютки наш Руфус вступает в банду Неорганизованной преступности под управлением шизанутой Донны, а потом кидает их ради народного пассивного сопротивления органонскому гнёту. Для Леди Гоал нужно организовать романтический ужин, который у него крадет его приёмный папка. Душераздирающий момент, Капитан Сигал (не Стивен) признается, что Руфус - дитя помойки. Все Гоал пришли к соглашению, и согласились лечь на операционный стол Дока еще раз, чтобы воссоединиться. Но Клитус подкупил Неорганизованную преступность, и те взяли лабораторию штурмом. Руфус разыграл хитрый гамбит и засунул в голову Донны одну из личностей Гоал. Но вот несчастьюшко - та Гоал предала Руфуса и на субмарине отчалила в никуда. На катере старого пирата Бозо Руфус нашел крупную ячейку сопротивления в городе Порто-Фиско. Помотавшись по нескольким островам, выиграв в лотерею торпедное оборудование для дельфинов, заботливо проданное лидером сопротивления за пиццу, Руфус крадет боевых дельфинов из под зоркого взгляда своей бывшей, затесавшейся в ряды сопротивления. Догнав подлодку, Руфус пытается все поправить, но вырубается в драке. Проснувшись на берегу возле телепортов, Руфус узнает, что все очень и очень плохо. Пробравшись на верхушку башни, он встревает в конфронтацию с Клитусом, единственным выходом из которой был запуск глубинной бомбы. Руфус пытается внять к разуму предательницы Гоал одной из её личностей, но выходит слабо и начинается драка. Руфус хватается за поручень, спасаясь от падения, Гоал протягивает руку, чтобы помочь ему... но Руфус опять в приступе совести рассказывает ей, что чуть не уничтожил планету, запустив бомбу. Покинутый, он падает к сопротивленцам. Но чудо! Гоал спускается к нему с картриджем, и все становится ок. Клитус наслаждается компанией Донны. Сопротивленцы и наши голубки смотрят на Элизиум, КОНЕЦ.

Я нашел два момента в этой игре откровенно сложным. И один из них только в силу собственной глупости. Первым была мини-игра "Что нарисовано на слайде". Подвохом было то, чтобы давать такие описания, которые не заставляли бы Руфуса ржать как конь, ибо шепелявый толстун пытается их повторять. Это имело бы смысл, кабы не одно НО - конфликт озвучки и текста. Я играл с английской озвучкой и русским текстом. И чтобы точно подбирать слова, нужно держать в уме то, как ПИШЕТСЯ дефект речи толстуна. Нужно забыть о звуке, что очень сложно. Я решал эту загадку откровенно наглым подбором комбинаций, то бишь брутфорсом. Без всякой логики, чистым упорством. Второй сложной загадкой были телепорты с животными. Я слишком глупый, чтобы виртуозно просчитать ходы на этой шахматной доске, поэтому мой метод можно было бы назвать "паника гуманитария за токарным станком". Я понятия не имел, что делал. Вся надежда была на тупое везение, и ВУХУ! Я смог. Сюжет закрутился еще сильнее, развязки не было... игра началась так, словно это новая глава, новый сюжетный шаг... но это было откровенное продолжение. Я не получил удовольствия от достижения какой-то конкретной цели. Мы не спасли мир, просто посмотрели, как Руфус побегал туда-сюда. Я насладился каждой минутой, но это было бесцельно проведенное время. Эта игра предложила новую механику по переключению цели, ведь если ты застрял на одной личности, всегда можно переключиться и попробовать свои силы с другой. И я знаю, куда это все вело...


Игра третья, Goodbye Deponia.



Всю эту часть можно было бы назвать "ВОТ ЭТО ПОВОРОТ!". Серьезно, здесь вихляний больше, чем на крымских серпантинах. Но... я был огорчен. Эта игра дала мне именно то, чего я хотел. Но я понял, что хотел я недостаточно, да и вообще не того. Но обо всем по порядку. Завершает эта игра трилогию? Да. Отвечает на вопросы о похожести Руфуса и Клитуса? Конечно. Накидывает новых вопросов? А то! Дает нам охеренную/трагическую концовку?... и да, и нет. Игра поддерживает уровень сложности, заявленный первой частью. Есть вызов, но все возможно, если вы упорны и играли в предыдущие игры. Я не буду говорить о сюжете ничего в этот раз. Это... это останется для вашего изучения.

Саундтрек дополняется значимо, старые персонажи обретают новые краски и раскрывают изрядное количество прошлого. Механика из второй части дорабатывается и улучшается, что дает игре довольно интересный и новый подтекст. В этой части Daedalic осмелели уже полностью, потому что начали позволять себе ОТСЫЛКИ. Они уверены в своих силах, они нашли нишу и стиль. Мне кажется, что они будут двигаться в этом пути. Это не всегда будут point-and-click адвенчуры, но их стиль уже сформирован.




Я провел много времени на этой мусорной планете. Не скажу, что привязался к обитателям, но они и правда наполнили мою жизнь удовольствием. Я понял, что не такой уж тупица, когда виртуозно решал головоломки, не пропуская их. Видя, как все идет навстречу такому неудачнику и бестолочи, как Руфусу, я не мог сдержать улыбки, потому что ему прилетало в голову и хорошее, и плохое попеременно. Депония как трилогия пошла по пути эпическому. Они создали мир, создали вселенную... и каждый в этой вселенной получил то, что заслуживает в той или иной степени. То, как к этому относится наблюдатель, уже дело другое. Я недоволен концовкой. Мне больно было на нее смотреть и в ней участвовать даже как стороннему наблюдателю. Кажется я просто слишком сильно сопереживал происходящему, но я не знаю, как еще могла закончиться эта история. Это самый гадкий, эгоистичный, подлый, трусливый, жадный, алчный, слабый, невнимательный, несобранный, гениальный и харизматичный сукин сын. Я бы не хотел быть его другом, но еще меньше хотел бы стать его врагом. Эй, Руфус. Что вообще думаешь по этому поводу?



... Как ты туда вообще попал?! А, неважно. Have a good one, guys. HUSSA, have a good one he said. :3